Эко-школы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №1 «Светлячок» является участником Международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» с 2013 -2014 учебного года. Детский сад является участником проекта «Кампании Ригли и Эко-школы «Меньше мусора».
19.09.2014 года Детский сад получил свой первый Зеленый флаг.
Международная программа «Эко-школы» (Eco-schools) осуществляется международным фондом экологического образования (Foundation for Environmental Education). Сегодня в программу входят 54 страны мира, более 6,5 тысяч муниципалитетов, 40 тысяч образовательных учреждений, 11 миллионов детей. Международный комитет располагается в Дании (Копенгаген) и международным директором программы избрана госпожа Брид Коннели (Brid Conneely).
В России программа начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России называется «Эко-школы/Зелёный флаг».
Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.
Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например: «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» «Как сберечь лес» и т.д.
Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ. Он присуждается образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающие достижения в образовании и управлении для устойчивого развития и постоянное улучшение состояния окружающей среды в образовательном учреждении и вокруг него. Флаг присуждается на 1 год.
Решение о вручении Зеленого флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором.
Методология международной программы "Эко-Школа / Зеленый флаг" основывается на семи шагах, разработанных на «на базе» стандартов ISO 14001/EMAS
1 шаг. Создание Экологического совета детского сада
Совет организует и направляет деятельность учреждения. В состав Совета обязательно входят дети, педагоги, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме этого, в Совет могут, также, входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. Можно включить в Совет выпускников детского сада.
2 шаг. Исследование экологической ситуации в детском саду и его ближайшем окружении
Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия детского сада на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, его переработка, потребление воды и энергии, озеленение территории учреждения.
3шаг. Разработка плана действий
Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и по улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. В своей деятельности детский сад учитывает интересы района города. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. Экологический совет утверждает план и контролирует его выполнение. При необходимости в план могут вноситься изменения.
4 шаг. Мониторинг и оценка выполнения плана
Периодический контроль соответствия деятельности учреждения разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели. Мониторинг и оценка выполнения плана проводятся Экологическим советом или, по решению совета, привлечённым со стороны экспертом.
5. Включение экологической тематики во все виды деятельности
Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются детьми во всех видах деятельности. Все участники образовательного процесса принимают участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии, уменьшению объёмов мусора, его переработке в полезные вещи и т.д. Таким образом, экологическое образование интегрируется в программу воспитания. Важно отметить, что не требуется включать выбранную тематику во все виды деятельности детей сразу, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.
6 шаг. Предоставление информации и сотрудничество
Детский сад устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, коммерческими фирмами, местной администрацией и т. д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации.
7 шаг. Формулировка и принятие Экологического кодекса
Экологический кодекс может разрабатываться как для каждой возрастной группы, так и на все учреждение в целом. Он отражает стремление детского сада в целом и каждого члена коллектива в отдельности улучшить состояние окружающей среды. Содержание кодекса может дополняться ежегодно новыми правилами в зависимости от темы года.
• информация о деятельности школы размещена на международной страничке программы в Интернете: http://eco-schools.org/wda/
• ссылка на публикацию на международном сайте Ригли: http://eco-schools-litterless.org/step-1