|
| | | |
Коррекционно-развивающее направление
К данному разделу относится работа тифлопедагога - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций. .
Направления работы тифлопедагога
1. Тифлопедагогическое обследование детей. 2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми. 3. Участие в методической работе дошкольного учреждения. 4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Тифлопедагогическое обследование детей
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов. При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения. Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.
Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий
На
основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в
подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза
зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих
заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных
отклонений в развитии. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит
ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого
подгруппового занятия составляет 15 минут - в младшей и средней
группах, 25 минут - в старшей, и 30 минут - в подготовительной группе. С
детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут
участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях,
тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные
занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. С
детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих
заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные
трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками,
тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один -два
раза в неделю. Особый вид индивидуальных коррекционных занятий
тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению
характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия
тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога.
Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей,
чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные
занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей.
Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп
также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на
подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление
результатов лечения зрения. Индивидуальную коррекционную работу
тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях
своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. В
повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с
детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений
вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило,
это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое
сопутствующие заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными
детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного
воздействия. Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в
коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того
материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях,
самостоятельному участию в других видах деятельности.Работа с родителями
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений: -выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения; - консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями; - индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка; - проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности; -выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; - выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома; -выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето). |
| |
| |
|
|