|
Движения, музыка... и подготовка к школе
скачать музыкальные игры
Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети
включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие
эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает
радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение
доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто
произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного
подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям
музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения
разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в
этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.
Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки
связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения
эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку
можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного
опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как
основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном
смыслах.
Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела
и чувств. Для ребятишек пяти - семи лет это очень важно. Дети этого возраста -
и девочки и мальчики - отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной
отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и
богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми -
взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и
восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте.
Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и
продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается
способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение
адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные
ситуации.
Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий мир, дети бурно
реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа детства вступает в
противоречие с нашими взрослыми представлениями о правилах поведения. Нас
раздражает излишне шумная детская возня, громкий плач или хохот. "Ведите
себя прилично", "не шумите", "не стучите", "не
кричите" - эти и подобные реплики взрослых постоянно сопровождают детские
игры. Даже если детская возня не мешает лично нам, она обязательно мешает
кому-нибудь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся
контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их. Следствием
эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы, вспышки агрессивности,
неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в дальнейшем - неумение
строить отношения с окружающими.
Дети не могут вести себя так, как взрослые. И хотя
характерной чертой возраста пять - семь лет считается утеря непосредственности,
все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в
соответствии с требованиями взрослых, их пониманием "хорошо" и
"плохо". И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как
эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих
культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать
настоящей "школой чувств"
для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в
телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым
присвоить ее, сделать личностным достоянием.
Голосовое звучание
человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр
голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными
состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные
вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое
звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным
средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.
С подобными проблемами сталкивались и наши предки,
вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического
музицирования. Песня, танец, игровое
действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С
помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, "налаживать"
его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях
разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это
настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка
с взрослым и сверстниками, по
самовыражению и терапии через пение и движение.
Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно
ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что
вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают
общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой
терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся
за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог
поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно
поделать?
Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с
ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к
школе, и к будущей жизни в целом.
С помощью музыкального
движения можно:
- организовать увлекательные физкультминутки для
восстановления нормального кровообращения ребенка;
- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день
или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);
- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для
хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с
первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это
можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно
и быстро наскучит ребенку;
- развить координацию и пространственные представления
ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;
- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и
ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;
- развить способность к выразительному интонированию - залог
успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую,
хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения
и стеснения;
- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта,
позитивного самоощущения.
Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка,
сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых
организовать такую работу ребенок не сможет.
|
|